Вернуться к алгоритму -> Шаг 6. Решаем текущие педагогические задачи
Как инициировать самоуправление в начальных классах?
 
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП
Изначально класс делится на микрогруппы численностью 5-6 человек. Микрогрупп 4-5. Данное деление должно быть сделано с максимальным учетом предпочтений ребят в общении и по возможности отражать их дружеские связи. Определение этих групп может происходить как «на глаз» учителем (менее предпочтительно) так и с использование соответствующих методик (социометрия, личный выбор «следующего»). Деление очевидно должно произойти перед стартовым коллективно-творческим делом, которое обеспечивает ввод в игрово-деятельностную ситуацию.
Данное коллективно-творческое дело имеет смысл проводить внутри каждого класса силами классного руководителя. При этом модель может как разниться так и быть совершенно одинаковой.
Задачи данного дела как и всего стартового этапа – дать представление о «правилах игры», «игровых ролях» и обеспечить интерес к игре.
Варианты игры могут быть разнообразными, например, можно использовать терминологию любой специфической отрасли (морской, космической, авиационной и т.п.). Предположим что каждая микрогруппа – экипаж судна (корабля). Тогда игровые роли могут распределиться так – капитан (ребенок с явными лидерско-организаторскими задатками), помощник (лучше ребенок противоположного капитану пола, чтобы обеспечивать равенство участия мальчиков и девочек в деятельности), шкипер… и т.п. Лучше чтобы все звания кроме капитана были равны по статусу, т.е. иерархии быть не должно. Матросов и юнг не надо)))
Определение состава экипажа может быть выполнено по-разному. Как уже говорилось – возможно называние состава учителем (из личных соображений или по итогам исследований) или выбор ребят – например учитель выбирает 4 капитанов, а капитаны выбирают себе помощников, помощники в свою очередь себе шкиперов и так далее.
Первое дело может быть организовано в виде соревнования команд по выполнению различных заданий (коллективных и индивидуальных) – сложить паззл и т.п.
Задача первого блока – обеспечить нормальный этап «группирования» внутри большого коллектива. Этап должен закончиться попыткой анализа. Желательно чтобы он прошел внутри каждого экипажа (например с учителем по очереди)
 
ВТОРОЙ ЭТАП
На втором этапе должен произойти переход игры в длительную плоскость. В рамках этого этапа каждый ребенок (член экипажа) получает длительное задание (например: шкиперы – поливать цветы, штурманы – проверять наличие нужных книг и тетрадей перед уроком или что либо иное). Такое задание должно быть у каждого и оно постоянно должно быть отмечаемо учителем.
Для стимулирования выполнения заданий между группами (экипажами) должно постоянно поддерживаться чувство соревновательства, главное чтобы оно не переросло во вражду. Здесь важно постоянно проводить анализ (рефлексию) с каждой микрогруппой для коллективного осмысления позиции («Мы самые лучшие сейчас – но нельзя зазнаваться, надо помочь остальным» или «Мы пока не самые лучшие но не стоит отчаиваться – надо попробовать и все будет хорошо»).
Педагогическими средствами стоит добавлять азарта и интриги в соревнования, создавать настроение антуражем (Ежемесячное (или чаще) подведение итогов – как шоу, как желанное и ожидаемое действо)
На данном этапе возможно проведение коллективно-творческих дел самой разной направленности – все, что проводилось ранее (выставки, концерты и т.п.) могут (и должны) быть уложены в русло длительной игры.
Стараться как можно больше времени не допускать потери интереса ребят к игре – постоянно менять схему соревнований, их содержание и т.п. чтобы в лидерах оказывались разные группы и т.п. Возможны чередующиеся поручения группам (на этой неделе вы – цветоводы, вы – дежурные, вы – боевой листок, вы – сюрприз) и т.п. Относительно чередующихся поручений см. Иванов И.П., Лебедев В.В. (интернет)
При постоянной оценке деятельности группы можно использовать методику А.Н.Лутошкина – она хорошо понятна детям (Песок, Глина, Маяк, Парус, Факел) – см. А.Н.Лутошкин «Как вести за собой»
Данный этап должен продлиться как можно дольше.
 
ФИНАЛЬНЫЙ ЭТАП
Этап перехода с «группирования» на «коллектив» через кооперацию.
На этом этапе, когда чувствуется что «группы готовы», стоит подобрать дело для всего класса которое будет являться коллективной ситуацией успеха (например для четвероклассников – может быть проведение какого-то дела у первого класса и т.п.). Главное чтобы дело было непростым, но реально реализуемым и для его выполнения требовалось бы объединения усилий всех микрогрупп.
Должна быть создана хорошая мотивация (варианты создания любые от «А слабо?!» до «Будет здорово…»), после чего распределены поручения на группы. Например – 1 группа (экипаж) – отвечает за оформление (плакаты, шарики и т.п.), 2-я группа – за приглашения… и т.п. В зависимости от специфики дела. Большая нагрузка ложится на учителя по организации и координации работы групп.
Если дело прошло успешно и ребята испытывают душевный подъем – это момент «кооперации» группы. В этот момент требуется выполнить ряд декларативных моментов чтобы не произошло «остывание» и спад на «группирование.»
По «горячим следам» должно быть выполнено обсуждение в ходе которого задекларированы следующие вещи:
 
 ПОЗИЦИЯ ВЗРОСЛОГО
Позиция взрослого должна быть максимально демократичной и все решения ребята должны принимать сами – кроме решений связанных с риском для жизни и здоровья. Группа а потом коллектив должны расти как ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ, потому что любое проявление хоть малейшего авторитаризма учителя в данных вопросах навсегда похоронит инициативу и стремление что либо решать и предлагать – а ведь мы затеяли это чтобы воспитывать именно эти чувства? Nes`est`pa? Возможно «подведение» к нужному решению, но авторитаризма и единоличного решения быть не должно ни по какому вопросу – если у ребят есть какое-то мнение на этот счет.